программа наставничества

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 «Солнышко»
Юридический адрес: 623507, Российская Федерация,
Свердловская область, Богдановичский район, село Кунарское, улица Ленина, 15, тел. 8(34376)34-2-71
Фактический адрес: 623507, Российская Федерация,
Свердловская область, Богдановичский район, село Кунарское, улица Ленина, 15, тел. 8(34376)34-2-71
e-mail: mkdou31@uobgd.ru
сайт: b31.tvoysadik.ru

ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета №____ от «___»__________20_____г.

УТВЕРЖДАЮ:
заведующая МАДОУ детский сад № 31
«Солнышко»
_______________ Л.Л. Серебренникова
Приказ № ________________________
от «_____»______________20_______г.

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКИЙ САД № 31 «СОЛНЫШКО»
(срок реализации: 1 учебный год)

2

с. Кунарское

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Содержание программы

8

Этапы реализации программы
Механизм реализации программы
Приложения

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях модернизации системы образования в России значительно
возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и
профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.
Молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же
ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы, а
воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения
ожидает от них столь же безупречного профессионализма.
Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и
профессиональных трудностей в процессе адаптации молодого педагога к
трудовой деятельности. Период вхождения молодого педагога в профессию
отличается

напряженностью,

важностью

для

его

личностного

и

профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли
новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере
дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Каждый

руководитель

образовательной

организации,

старший

воспитатель (методист) осознаѐт тот факт, что достижение желаемых
результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно
без оптимального подхода к работе с кадрами. Для эффективной организации
образовательного

процесса

необходима

высокая

профессиональная

компетентность педагогов.
Идея

создания

необходимости

программы

сопровождения

появилась

в

результате

осознания

профессионально-личностного

развития

молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов
происходит
совместного

интеллектуальное
творчества,

единение,

развитие

самовыражения.

4

обмен

опытом,

профессионального

развитие
мастерства,

Программа наставничества нацелена на работу с молодым педагогом –
воспитателем, имеющим опыт работы в дошкольном образовании менее трех
лет.
Начиная свою работу в дошкольной образовательной организации, они
испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании
психологии детей, методик дошкольного воспитания и обучения.
Овладение

специальностью

представляет

собой

достаточно

длительный процесс, предполагающий становление профессиональных
компетенций

и

Начинающие

формирование

педагоги

слабо

профессионально
представляют

значимых
себе

качеств.

повседневную

педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи
с переходом на ФГОС ДО, так как возрастают требования к повышению
профессиональной компетентности каждого специалиста. Решению этих
стратегических задач будет способствовать создание гибкой и мобильной
системы

наставничества,

способной

оптимизировать

процесс

профессионального становления молодого педагога, сформировать у него
мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В
этой системе должна быть отражена жизненная необходимость молодого
специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который
готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте,
повысить его профессиональную компетентность.
Настоящая программа призвана помочь организации деятельности
педагога наставника с молодым педагогом на уровне образовательной
организации.
Срок реализации программы: 1 год.
Цель
повышении

программы:
квалификации,

Оказание
уровня

помощи

молодым

профессионального

педагогам

в

мастерства

и

обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу
коллег, детей, родителей.
Задачи программы:
5

1.

Обеспечить

теоретическую,

психологическую,

методическую

поддержку молодых педагогов.
2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня
педагогов, овладение современными педагогическими технологиями.
3. Способствовать планированию карьеры молодых специалистов,
мотивации к повышению квалификационного уровня.
4. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности
каждого педагога.
Основные направления:
1. Повышение профессионального мастерства молодых педагогов в
моделировании воспитательно-образовательного процесса.
2. Формирование навыка ведения педагогической документации.
3. Изучение нормативных актов и инструктивных документов,
обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
4. Развитие профессиональной компетенции.
5. Изучение уровня профессиональной подготовки молодых педагогов
и анализ результатов работы наставничества.
Условия эффективности работы:
1. Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, еѐ форм и
методов.
2.

Системность

и

непрерывность

в

организации

всех

форм

взаимодействия педагога наставника и наставляемого молодого педагога.
3. Сочетание теоретических и практических форм работы.
4. Анализ результатов работы (диагностика развития детей)
5. Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебнометодической информацией.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодыми
специалистами:
1. консультирование (индивидуальное, групповое);
6

2.

активные

методы

(семинары,

практические

занятия,

взаимопосещение НОД, тренинги, собеседование, творческие мастерские,
мастер-классы наставников).
Деятельность наставника:
1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и
полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его
умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и
реализует

программу

адаптации,

осуществляет

корректировку

профессиональных умений молодого воспитателя, помогает выстроить ему
собственную программу самосовершенствования.
3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень
профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень
его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Ожидаемые результаты:
Для молодого специалиста:
1. Познание молодым педагогом своих профессиональных качеств и
ориентация на ценности саморазвития.
2. Качественные изменения во взаимоотношениях с коллегами,
воспитанниками, родителями (законными представителями).
3. Стремление взаимодействовать с установкой на открытость,
взаимопомощь.
4. Рост профессиональной и методической компетенции молодых
воспитателей,

повышение

уровня

их

готовности

к

педагогической

деятельности.
Для наставника:
1. Эффективный способ самореализации;
2. Повышение квалификации;
3. Достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Для образовательной организации:
7

1. Успешная адаптация молодых специалистов;
2. Повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в
образовательном учреждении.
Принципы наставничества:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Основные термины:
Наставничество – это практика введения нового сотрудника в
(учреждение) и обучения на рабочем месте силами сотрудников различных
подразделений компании, специально подготовленных для выполнения этой
задачи.
Наставник

–

опытный

сотрудник

компании

(учреждения),

принимающий на себя функцию обучения новичка в период прохождения им
испытательного срока.
Стажер – новый сотрудник учреждения (молодой педагог или педагог
без опыта работы) в период обучения и вхождения в должность под
руководством наставника. В ДОУ – это воспитатели которым, необходимо
повысить уровень профессиональных знаний и умений;
Специалисты, впервые пришедшие в сферу профессионального
образования, молодые специалисты.
Критерии отбора наставников – это совокупность требований,
предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций
наставника.
8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Наставничество – одна из функций работника, предполагающая
помощь новому сотруднику в период адаптации на новом рабочем месте.
Включает в себя: планирование, организацию и контроль введения нового
работника

в

должность.

Заключается

в

практической

передаче

профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника –
менее опытному.
Наставничество в МАДОУ детский сад № 31 «Солнышко» (далее ДОУ) является разновидностью индивидуальной работы с молодыми
специалистами, не имеющими трудового стажа (до 3-х лет) педагогической
деятельности, или со специалистами, назначенными на должность, по
которой они не имеют опыта работы. Основными принципами движения
наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм
профессиональной этики.
Известно, что профессионализм складывается на протяжении всего
зрелого периода жизни. Темп и скорость, с которыми развивается мастерство
педагогов, в разные периоды различны. Особенно быстро оно развивается в
первые годы – это период становления молодого специалиста.
Этапы становления молодого педагога включают:
1. Адаптацию (освоение норм профессии, еѐ ценностей, приобретение
автономности);
2. Стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности,
успешности, соответствия занимаемой должности);
3. Преобразование (достижение целостности, самодостаточности,
автономности и способности к инновационной деятельности).

9

Практически каждому молодому педагогу или вновь поступившему
педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь,
кому-то она понадобится несколько месяцев, кому-то годы.
В ДОУ можно выделить две категории педагогов, которым наставник
может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2.

Начинающие

педагоги

–

специалисты

с

педагогическим

образованием, без опыта работы (по профилю).
Молодым специалистом считается начинающий педагог, как правило,
овладевший основами педагогики и психологии по программе вуза
(училища),

проявивший

желание

и

склонность

к

дальнейшему

совершенствованию своих навыков и умений.
Он

повышает

свою

квалификацию

под

непосредственным

руководством наставника по согласованному плану профессионального
становления.
Программа

наставничества

способствует

становлению

молодого

педагога на всех уровнях данного процесса:
1. Вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. Профессиональное самоопределение,
3. Творческая самореализация,
4. Проектирование профессиональной карьеры,
5. Вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. Самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Направления программы наставничества:
1. Профессионализация - появление новых качеств профессионала и
именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество.
2. Социализация - появление новых качеств личности.
Наставником может являться опытный педагогический работник
(воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными
качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
10

Наставник

должен

обладать

высоким

уровнем

профессиональной

подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Критерии отбора наставников – это совокупность требований,
предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций
наставника.
КРИТЕРИИ ОТБОРА НАСТАВНИКОВ
Квалификация сотрудника Должность: воспитатель первой или высшей
квалификационной категории.
Приветствуется наличие предыдущего опыта
наставничества
Показатели
стабильно
высокие
результаты
результативности
образовательной деятельности - отсутствие жалоб от родителей и
воспитанников
Профессиональные знания и - знание методики дошкольного образования,
навыки
психологических
особенностей
детей
дошкольного возраста;
умение
эффективно
налаживать
взаимоотношения с коллегами
и воспитанниками;
- знание компьютерной программы
Профессионально
- умение обучать других
важные качества
- умение слушать
личности
- умение говорить (грамотная речь)
- аккуратность, дисциплинированность
- ответственность
- ориентация на результат
Личные мотивы к
- потребность в приобретении опыта
наставничеству
управления людьми
- желание помогать людям (помощь
раскрыться новичкам)
- потребность в приобретении нового статуса,
как подтверждение
своей профессиональной квалификации
Права наставника:
1. Включать с согласия заведующего ДОО (старшего воспитателя),
других сотрудников для дополнительного обучения молодого специалиста.

11

2.Требовать рабочие отчеты у молодого специалиста, как в устной, так
и в письменной форме.
При организации наставничества процесс наставничества затрагивает
интересы трех субъектов взаимодействия:

Субъекты взаимодействия

Содержание взаимодействия

Старший воспитатель –

1. Создание условий для адаптации педагога на

молодой педагог

работе.
2. Знакомство с нормативными и локальными
актами.
3. Обеспечение необходимыми методическими
материалами, литературой.

Молодой педагог –

1. Формирование авторитета педагога, уважения,

воспитанники –

интереса к нему у детей и родителей (законных

родители

(законные представителей).

представители)
Молодой педагог –

1. Оказание поддержки со стороны коллег.

коллеги

12

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении
или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с
учетом потребности в данной программе.
Содержание программы реализуется последовательно.
Этапы реализации программы:
I.

Подготовительный

(адаптационный)

–

выявление

профессиональных затруднений молодых педагогов; разработка основных
направлений работы с молодыми педагогами.
II. Реализационный.
III. Итоговый.
I. Подготовительный этап реализации программы включает в себя:
1.

Изучение локальных

актов

образовательной

организации

о

наставничестве.
2. Закрепление молодых специалистов за воспитателями – стажѐрами.
3.

Подбор

методической

литературы

для

изучения

молодыми

специалистами.
4. Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений и
предложений всех исполнителей.
Кандидатуры наставников рассматриваются и утверждаются на
заседаниях

педагогического

совета

ДОУ

и

утверждаются

приказом

заведующего с указанием срока наставничества (не менее одного года).
Педагог

наставник

анализирует

профессиональную

готовность

молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной
психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
13

- ожидаемый результат педагогической деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы
методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
наблюдение

-

за

организацией

воспитательно-образовательного

процесса в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа молодые
педагоги условно делятся на три группы:
1)

воспитатели,

имеющие

недостаточную

теоретическую

и

практическую подготовку;
2) воспитатели с достаточной теоретической подготовкой, но не
имеющие опыта практической работы;
3) воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
В зависимости от полученных данных, педагог наставник ставит цели
работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели и формы работы:
Воспитатели, имеющие

Воспитатели с

Воспитатели со слабо

недостаточную

достаточной

развитой мотивацией

теоретическую и

теоретической

труда

практическую

подготовкой, но не

подготовку

имеющие опыта
практической работы
Содержание и цели работы

Усвоение теоретического Овладение

навыками Повышение

материала, формирование практической
навыков

работы

практической педагогами, родителями.
14

интереса

и

с положительного
отношения

к

работы.

педагогической
деятельности, помощь в
осознании

своей

профессиональной
значимости,

степени

ответственности
воспитание

и

за
обучение

детей.
Формы работы
Консультации

Дискуссии

Семинары-практикумы

Круглые столы

Беседы

Деловые игры

Изучение методической литературы

Убеждения, поощрения

Взаимопосещения

беседы

Открытые просмотры
Анализ педагогических ситуаций и др.

Таким

образом,

разрабатывается

индивидуальный

план

профессионального становления молодого педагога на год. Результативность
и эффективность реализации индивидуального плана профессионального
становления анализируется педагогом наставником и молодым педагогом не
реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный
план профессионального становления молодого педагога могут вноситься
изменения и дополнения.
II этап. Реализационный включает в себя:
1. Изучение теоретического основания и содержания программы «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой; М.А.
Васильевой;
2. Совместное изучение новейших педагогических технологий и
применение их в работе с детьми.

15

3. Совместное проектирование образовательного процесса, составление
календарного и перспективного планов работы.
4. Ознакомление молодых специалистов с организацией предметноразвивающей среды в группах.
5. Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.
6. Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов
наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.
7. Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности
молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее
эффективных методов работы с детьми.
8. Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.
9. Самообразование молодых специалистов.
10.

Обсуждение

образовательной

деятельности,

использования

приемов и методов в различных ситуациях.
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическую
среду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и
спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и
творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна
быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая
поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике
применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать
педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
Основной задачей работы с начинающими педагогами (молодыми
специалистами) – повышение качества и эффективности образовательного
процесса в ДОО и стимулирование роста уровня профессиональнопедагогической компетентности начинающих педагогов.
Многолетний опыт работы педагогического коллектива позволяет
наметить следующие направления деятельности по введению молодого
специалиста в профессию педагога:
16

1. Индивидуальные и групповые беседы администрации, методической
службы, педагогов – наставников о цели, назначении, принципах и
содержании деятельности данного ДОУ, о психолого-педагогических
особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической
миссии воспитателя детского сада.
2. Создание в организации условий для личностных проявлений
начинающего педагога, для его самореализации.
3.

Организация

систематического,

психолого-педагогического

просвещения

грамотного,
начинающих

увлекательного
педагогов

в

различных формах.
4. Создание условий для повышения квалификации, профессиональнопедагогической переподготовки воспитателей (если они пришли из других
сфер деятельности).
5. Вовлечение молодых педагогов в инновационную деятельность.
6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч,
дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста
профессионального мастерства начинающего педагога.
8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий,
организованных начинающими педагогами.
9. Контроль, учѐт и оказание методической помощи воспитателям.
10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить
необходимую

литературу

с

рекомендациями

по

организации

образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников,
повышению профессиональной компетентности.
11. Обучение педагогов правильному и рациональному ведению
документации.
12. Организация индивидуального наставничества (распределение
наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации
начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная
17

программа повышения профессиональной компетентности начинающего
педагога-воспитателя;

создание

методической

копилки

начинающего

педагога-воспитателя).
13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Педагог-наставник:
-

содействует

созданию

благоприятных

условий

для

профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с
задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации
воспитательно-образовательной

работы

с

детьми

в

соответствии

с

возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и
востребованными педагогическими технологиями;
-

консультирует

по

подбору

и

использованию

педагогически

целесообразных пособий, игрового и дидактического материала; оказывает
позитивное

влияние

на

рост

профессиональной

компетентности

начинающего педагога.
Формы работы используемые в работе по наставничеству:
наблюдение

педагогического

процесса

у

опытных

педагогов,

взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы,
семинары-практикумы и т.д. Разнообразные формы работы с молодыми
специалистами

способствуют

развитию

познавательного

интереса

к

профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями,
оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной
деятельности.
18

В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов
важны

не

разнообразие

совершенствование

мероприятий,

профессиональной

а

система,

подготовки

направленная
путем

на

освоения

целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Вывод:

система

конкретизируется

в

наставничества
зависимости

от

планируется
ожиданий

и

и

своевременно

индивидуальных

особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и
спецификой ДОУ, поэтому она не может разрабатываться единой для всей
системы дошкольного образования.
III этап реализации программы - итоговый включает в себя.
1. Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:
- в образовательной организации
- на муниципальном уровне
2. Анализ результатов работы на педагогическом совете.
3. Ежегодное подведение итогов работы.
4. Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является
выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период
наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и
итогового контроля.

19

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы наставничества рассчитана на один учебный
год,

осуществляется

педагогами),

старшим

наставниками,
воспитателем,

молодыми

(вновь

руководителем

принятыми
дошкольной

организации.
Методическая служба и руководитель образовательного учреждения
осуществляют контроль реализацией программы и за работой наставников.
Руководитель дошкольной организации в начале учебного года
представляет молодого специалиста педагогическим работникам детского
сада, объявляет приказ о закреплении за ним наставника, создает
необходимые условия для совместной работы молодого специалиста с
закрепленным за ним наставником.
На основе примерного плана по наставничеству каждый наставник
составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми
и осуществляется работа и контроль.
Контроль за реализацией программы включает: посещение занятий,
родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и
молодым специалистом, анализ планов и отчетов.
В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е
результаты реализации программы наставничества представляются на
итоговом педагогическом совете.
Заключение
Таким

образом,

можно

констатировать,

что

для

повышения

эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- Обоснованный выбор системы методической работы на основе
аналитической деятельности;
20

- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета
творческой активности и информационных потребностей педагога;
- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и
методов методической работы;
- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка педагогического труда по результатам;
- Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном
пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления,
умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный
процесс, раскроется творческий потенциал.

21

ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План работы педагога-наставника на 2022-2023 учебный год
по планированию, организации и содержанию деятельности
индивидуальной работы с молодым специалистом
Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в
процессе адаптации и закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
-

создать

условия

для

определения

уровня

профессиональной

подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и
оказания методической помощи;
- обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога,
в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и
воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
- способствовать развитию потребности у молодого педагога к
самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- Активизации практических,

индивидуальных, самостоятельных

навыков молодого педагога;
- Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в
вопросах педагогики и психологии;
-

Обеспечение

непрерывного

преподавания;
22

совершенствования

качества

- Использование в работе инновационных педагогических технологий.

Планирование Работа
с Контроль
за
и организация документацией деятельностью
работы
молодого
специалиста
Сентябрь
Организационн Изучение
Оформление
ые вопросы:
нормативногрупповой
Диагностика
правовой
базы документации.
проблем
ДОО
(рабочая Оформление
педагога.
программа,
календарноИзучение
рабочая
тематического
программ,
программа
планирования.
пособий,
воспитания,
документации.
учебный
план,
Составление
план работы на
рабочей
2022-2023
программы
и уч.год)
календарноОказание
тематического
помощи в
планирования.
составлении
Ведение
календарно
групповой
тематического
документации.
планирования.
Изучение
документации по
организации
образовательной
деятельности.
(Календарнотематический
план
(ежедневный),
перспективный
план,
план
работы
по
профилактике
правонарушений
)
Организация
Изучение
Создание
оценки
документация по диагностически
индивидуальног организации
х (проблемных)
о
развития образовательной ситуаций.
детей.
деятельности.
(Карты развития,
23

Формы
и
методы работы
с
молодым
специалистом

Форма
отчетности
молодого
специалиста

Анкетирование:
Профессиональ
ные
затруднения.
Степень
комфортности
нахождения в
коллективе.
Практическое
занятие.
«Ведение
групповой
документации».

Оформление
групповой
документации.
Составление
календарнотематического
планирования

Помощь
молодому
педагогу
в
проведении
диагностическо
го

Карта
развития,
мониторинга
детей

мониторинга
детей).

обследования
детей
Мониторинг
детского
развития.

Октябрь
Педагогическое самообразование:
выбор темы, постановка целей и
задач, подбор литературы по теме
самообразования.
Курсы
повышения
квалификации,
вебинары,
конференции,
семинары,
дистанционные
конкурсы .
Консультация
по
самообразованию.
Беседа «Конфликтные ситуации
между детьми и способы их
устранения».
Обсуждение
конкретных примеров. Поиск
компромиссов и путей выхода из
различных ситуаций между детьми
Ноябрь
Виды
и Изучение
Посещение
Мастер – класс
организация
документация по наставником
«Виды
и
режимных
организации
режимных
организация
моментов
в образовательной моментов
в режимных
ДОО.
деятельности.
утренний
моментов
в
(табель
отрезок
ДОО».
посещаемости,
времени.
Просмотр
утренний
Организация
молодым
фильтр).
утреннего
педагогом
приѐма
детей режимных
(общение
с моментов.
детьми
и Показ
родителями,
режимных
индивидуальная моментов
в
работа и игровая игровой форме.
деятельность)
Проверить
Ответы
на ведение
вопросы
документации в
молодого
группе.
педагога.
Декабрь
Составление
Изучение
Посещение
Взаимопосещен
сетки
правовых
образовательной ие
организации
документов:
деятельности
образовательно
образовательно Закон РФ об молодого
й деятельности.
й деятельности. образовании;
воспитателя
с Консультация
ФГОС ДО.
целью
«Организация
выявления
образовательно
затруднений,
й
Профессиональ Изучение
ный
рост правовых
педагога.
документов:
Закон РФ об
образовании;
ФГОС
ДО.
Должностная
инструкция
воспитателя.

24

Составление
плана
по
самообразован
ию.
Запись
на
курсы
повышения
квалификации

Методические
рекомендации
по
организации и
проведению
режимных
моментов.

Самоанализ
образовательн
ой
деятельности

оказания
методической
помощи.
Январь
Организация
Изучение
Организация
работы
с правовых
совместных
родителями
документов:
занятий, досугов
(законными
Семейный
с
родителями
представителям кодекс
РФ. «Новогодние
и)
Документация по каникулы».
воспитанников. организации
образовательной
деятельности.
(план работы с
родителями,
протоколы
родительских
собраний) .

Организация
проектноисследовательск
ой деятельности
воспитанников.

Изучение
технологии
исследовательск
ой деятельности
Савенкова.А.И.

Инновационные
технологии
и
процессы
в
обучении.
Использование
ИКТ
технологий.

Изучение
технологии
социализации
детей
дошкольного
возраста»
Гришаева Н.П.

Организация
развивающей

Изучение
санитарные

Февраль
Просмотр
наставником
опытноэксперименталь
ной
деятельности во
второй половине
дня.
Давать
детям
возможность
проводить
эксперименты
самостоятельно.
Обобщать
полученные
действия путем
результата.
Март
Анализ
электронного
портфолио
наставника.
Ознакомление с
требованиями и
вариантами
оформления
профессиональн
ого портфолио.
Апрель
Обсуждение
(принципы
25

деятельности».

Помощь
Ведение
молодому
документации
педагогу
в
формировании
у
родителей
практических
навыков
воспитания.
Родительская
гостиная: «Чем
и как занять
ребенка дома».
Взаимопосещен
ие
родительского
собрания.
Беседа.
Проектная
деятельность в
ДОО
как
средство
взаимодействия
педагогов ДОО,
детей
и
родителей.

Самоанализ,
устранение
замечаний по
факту
просмотра

Мастер-класс.
Заполнение
Показ
документации
наставником
мероприятия
«Рефлексивный
круг».
Проверить
ведение
документации в
группе.
Консультация
Создание
в
по организации группе РППС

предметнопространственн
ой среды в
группе.

Проведение
мониторинга
освоения
образовательно
й
программы
воспитанниками
.
Итоги работы
молодого
специалиста по
самообразовани
ю за год.

правила
СП
2.4.3648-20
"Санитарноэпидемиологичес
кие требования к
организациям
воспитания
и
обучения,
отдыха
и
оздоровления
детей
и
молодежи"
Знакомство
с
правилами
проведения
педагогической
диагностики, с
диагностическим
инструментарие
м,
способами
фиксирования
данных,
с
методами
анализа
и
обобщения
полученных
данных.
Оформление
и
заполнение
отчетной
документации.

построения,
предметноналичие
развивающей
игровых зон, их среды в группе.
оснащение,
смена
материала).
Организация
самостоятельно
й деятельности
детей.
Май
Помощь
в
проведении
мониторинга.
Оказание
помощи
в
составлении
анализа
воспитательной
работы за год.
Подведение
итогов работы
за
год.
Анкетирование.
Оценка
собственного
квалификационн
ого
уровня
молодым
педагогом
и
педагогом
наставником.

26

Заполнение
индивидуальны
х
образовательны
х маршрутов.
Помощь
молодому
педагогу
в
составлении
плана работы
на
летний
период.
Советы
по
организации
планирования и
работы
в
летний период.

Отчет
о
результатах
наставническо
й
работы,
собеседование
по итогам за
год.
Самоанализ,
устранение
замечаний

Приложение 2
Индивидуальный план развития под руководством наставника
Форма наставничества «Педагог-педагог»
Сведения
О молодом специалисте О педагоге-наставнике
Ф.И.О.
Белокопытова
Карп Ольга Петровна
ИринаСергеевна
Образование
1 курс педагогического Среднее специальное
колледжа г. Камышлов
Какое
учебное Педагогический
заведение окончил
колледж,
г.
Екатеринбург
Педагогический стаж
Молодой специалист
Место работы
МАДОУ детский сад № МАДОУ детский сад №
31 «Солнышко»
31 «Солнышко»
Должность
Воспитатель
Воспитатель
Предмет
Педагогического
Специальность ДО
образования нет
Квалификация
«Воспитатель»
Учебная нагрузка
36,0ч
36,0ч
Группа
Первая
младшая
и Подготовительная
вторая младшая
Квалификационная
Без категории
Высшая категория
категория

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».